Обращение в предложении сыпь ты черемуха снегом

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Данное стихотворение является текстом, так как обладает всеми признаками контекстуальности.

Скачать:

Вложение Размер
s._esenin.doc 41 КБ

Предварительный просмотр:

Филологический анализ стихотворения Сергея Есенина «Сыплет черемуха снегом…»

Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы,-
Я одурманен весной.

Радугой тайные вести
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.

Данное стихотворение является текстом, так как обладает следующими признаками текстуальности:

  1. информативностью, т.к. содержит новую информацию – особое видение лирическим героем момента оживления природы, её расцвета. Читателю понятно, что образ весны автор ассоциирует с образом невесты;
  2. цельностью, т.к. у текста есть план.
  1. Любование лирического героя приходом весны.
  2. Думы о невесте.
  3. Обращение к природе.

Все строфы тесно связаны друг с другом, нельзя «вырвать» одну из них, так как смысл душевных переживаний понятен только в контексте. На психологическом уровне читатель воспринимает текст как целое;

  1. связностью, т.к. предложения связаны между собой. Например, 3 и 4 предложения – луговые травы, их дурманящий запах; 5 и 6 предложения – душевный трепет от мыслей о невесте.
  2. когезией (внутритекстовой связью): личные местоимения ( я –лирический герой, она – невеста, вы – птахи);
  3. завершенностью. Текст «материально» независим (его понимание возможно вне цикла стихотворений Есенина «Девичник»). Он обладает контекстуально –смысловой завершенностью (любование весной, цветущей черемухой – думы о невесте – обращение к черемухе);
  4. социологичностью, т.к. связан со своей эпохой, стихотворение символично, весна как невеста предстает перед нами в стихотворении. Текст и сам выполняет социологическую функцию: определяет человека, способного испытывать любовь и нежность к природе;
  5. диалогичностью, т.к. связан с другими прозаическими, поэтическими и научными текстами, где затрагивается вечная проблема взаимоотношений человека и природы. Отсюда – «диалог» с другими писателями.
  6. Единством внешней и внутренней формы:

Внешняя форма – лирическое стихотворение, композиция проста, расположение строк и строф последовательно; наблюдается совокупность языковых средств: ассонанс звука [йэ] придает торжественность; стихотворение насыщено цветом («Зелень в цвету», «Пеной я цвет разнесу»), яркими эпитетами («Шёлковые травы»); олицетворения («Сыплет черёмуха», «Никнут травы») способствуют жизни, действию; инверсии («Никнут шёлковые травы», «Сыплет черёмуха снегом»); риторические обращения («Ой вы, луга и дубравы», «Пойте вы, птахи», «Сыпь ты, черёмуха») придают стихотворению образность; анафора подчеркивает главную мысль текста («Сыплет черёмуха снегом» и «Сыпь ты, черёмуха снегом»); по рифме стихотворение напевное; наличие обособленных членов, требующих особой интонации, с паузами, делает речь плавной, замедленной; по рифме стихотворение напевное; написано трёхстопным дактилем, перекрёстной рифмовкой, что придаёт мелодичности стихотворению – это совокупность языковых средств, включающаяся в содержательную сторону, реализующая замысел автора – представить картину весны;

  1. абсолютной антропоцентричностью, т.к. текст создан человеком (С.Есениным) и для человека;
  2. развернутостью, т.к. на содержательном уровне речи данный текст находит выражение в трех непосредственных отношениях главного предмета с другими предметами, выстроенными в подтемы (см. п.№2);
  3. последовательностью, которая находится на поверхностном уровне. Слова, предложения выстроены последовательно, поэтому понятно, о чем идет речь;

12,13) статичностью и динамичностью. Статичность в тексте проявляется в том, что он уже результат речеведческой деятельности. Это стихотворение С.Есенина «Сыплет черемуха снегом…». Динамичность текста заключается в том, что процесс его перерождения неизменно проходит при прочтении: восприятии и понимании;

14) эстетичностью, т.к. вызывает чувство эстетического удовлетворения, потому что текст художественного стиля ставит перед собой такую задачу; показывает красоту природы весной, особое состояние героя;

15) образностью, т.к. вызывает у читателя систему представлений:

а) черемуха, снег, роса, поле, грачи;

б) шелковые травы, смолистая сосна, луга, дубравы;

в) радуга, тайные вести, душа, невеста, я пою;

г) птахи, лес, зыбистый бег, я цвет разнесу.

Эти представления складываются в образы, которые складываются в образы, способные нарисовать зрительную картину;

16) интенциональностью, потому что каждый писатель и поэт ставит перед собой цель «достучаться» до читателя. Есенин вызывает у читателя бурю чувств, эмоций образами, которые создает и использует в своем стихотворении;

17) ситуативностью, т.к. учтена ситуация, в которой осуществляется речь. Данный текст может прозвучать на уроке литературы или прочтен в уединении, но он явно не подходит для озвучивания на массовых политических митингах;

18) приемлемостью, т.к. аудитория или читатель рассматривает предложения и их последовательность как текст;

19) интерпретируемостью, с одной стороны, автор С.Есенин, рассказывая о приходе весны, интерпретирует ее силой своего таланта в душевных переживаниях лирического героя, с другой стороны, любой читатель стремится постичь замысел стихотворения, активно познает его, таким образом интерпретируя его.

Основные единицы текста

Сложное синтаксическое целое. Стихотворение Сергея Есенина можно разделить на три ССЦ:

1-ая часть – 1, 2 строфы;

2-ая часть – 3 строфа;

3-я часть – 4 строфа

Связь между предложениями внутри каждого ССЦ – параллельная.

Зачин – Сыплет черемуха снегом,
Зелень в цвету и росе.

Средняя часть – Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Концовка – Сыпь ты, черемуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
В первом ССЦ начинается повествование о приходе весны, даются ее признаки.

Второе ССЦ построено на описании душевных переживаниях лирического героя.

В третьем ССЦ лирический герой просит весну задержаться, чтобы дольше сохранить в мыслях образ любимой.

Таким образом, исходя из перечисленных выше признаков, стихотворение Сергея Есенина можно назвать текстом, т.к. в нем сохранены все признаки текстуальности.

Источник: nsportal.ru

Обращение и знаки препинания при нем. Урок закрепления в 8 классе .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Обращение и знаки препинания при нем. Урок закрепления в 8 классе Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ№73» г. Оренбурга

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. Расставьте знаки препинания. Сыпь ты черемуха снегом пойте вы птахи в лесу. Сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе. Спой мне иволга песню пустынную песню жизни моей. Плачет где-то иволга схоронясь в дупло.

Запишите предложения, определите, в каких предложениях есть обращения и какими членами предложения являются выделенные слова в остальных примерах. Пока лета не отогнали невинной радости твоей Спи милый! Горькие печали не тронут детства тихих дней. Простите мне я так люблю Татьяну милую мою. Прощай письмо любви! Прощай: она велела. Татьяна то вздохнет то охнет; Письмо дрожит в ее руке.

Какова роль обращений в данных цитатах? Помогают ли они охарактеризовать автора высказываний и понять его отношения с собеседником? Расставьте знаки препинания. – Слушайте господин из Парижа а знаете ли вы что ваши бриллианты почти что у меня в кармане! – Ну по рукам уездный предводитель команчей! – Вот что дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой приближенной к императору.

Дополните текст к открыткам с надписями «С 8 Марта!», «С Новым годом!» обращениями (нераспространенными и распространенными).

Найдите предложения, в которых есть ошибки в расстановке знаков препинания. 1) Я бы, ангел мой, никогда бы не согласился ехать в Персию (Ю.Тынянов) 2) Куда вы, Катенька, что с вами милая! (Ю.Тынянов) 3) Только жаль, Федя, что златые уста ложь иногда говорят (В.Дудинцев) 4) Простите меня, мои горы! (М. Цветаева) 5) Эй, малый, взгляни мне в оконце! (А.Блок) 6) Рази, меч, бей, булатный врага моего.

Поставьте, где нужно, запятые: Здравствуй(1) город древней (2) русской славы (3) здравствуй (4) город юности моей! 1) 1,3,4; 2) 3,4; 3) 1,2,3. Ты(1) Волга (2)русская река(3) легла (4) врагу преградой. 1) 1,2,3; 2) 2,3; 3) 1,2,3,4.

Милый(1) вы(2)мой (3) выручайте меня! 1) 1,2,3; 2) 3; 3) 1, 3. Как хорошо ты (1) о (2) море ночное! 1) 1; 2) 1,2; 3) 2.

Тест 1. Укажите предложение с обращением (знаки препинания не расставлены). А) Рисуй художник вдохновенный картины родины моей. Б) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь. В) Стихнут ветры перестанут бури. Г.) Снеговые горы начинали скрываться в лиловом тумане. 2. Найдите ошибку в оформлении обращения. А) Цвети, Отечество святое. Б) Ты помнишь ли былое, Неман? В) Широко, ты степь, пораскинулось, к морю Чёрному понадвинулась. Г) Друзья, друзья! Теснее в круг сомкнёмся!

3. Укажите предложения с распространённым обращением (знаки препинания не расставлены). А) О жизнь моя как ты мне дорога! Б) Сыпь ты черёмуха снегом. В) Распахни мне объятия свои густолистый развесистый лес! Г) Мы старые друзья с тобою ветер.

4.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой. А)Друг милый! Кум! Отец! – кричит Лиса (И.Крылов) Б) Откуда ты, Гадкий, приплыл Утёнок? – спросил прекрасный Лебедь. В) Горько это, сынок, горько, когда нет у тебя отчего дома (Ю.Казаков)

Ссылки на источники: http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_36/2/d-1459/img0.jpg http://levkonoe.com/wp-content/uploads/2009/09/Черемуха-цветет.jpg http://givotnie.com/wp-content/uploads/2011/09/ivolga_1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/623/96623699_large_6101005.jpg http://semyavdome.ru/wp-content/uploads/2013/12/Сергей-Филиппов-Актер.jpg http://oxford.odessa.ua/tmp/8marta.jpg http://noviy-god2013.ru/_pu/0/17447718.jpg http://www.pravda.ru/image/photo/1/9/6/173196.jpeg http://tuapse-travel.ru/photos/002.jpg

Презентация содержит задания по теме “Обращение и знаки препинания при нем” для урока закрепления изученного материала в 8 классе. 2-3 слайды презентации проверяют умение отличать обращения от омонимичных членов предложения. 4 слайд содержит задание творческого характера, помогающее понять роль обращений в художественном тексте на примере “Двенадцати стульев” Ильфа и Петрова. 5 слайд- конструирование текста с использованием обращений. 6 слайд поможет проверить пунктуационную зоркость. 7-8 слайды составлены по образцу заданий ОГЭ. Также в презентацию включены задания тестового характера.

  • Пухальская Лариса ВладимировнаНаписать 0 18.11.2014

Номер материала: 131744

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

«Развитие эмоционального интеллекта»

Спикер: Анна Быкова (#лениваямама)

    18.11.2014 549
    18.11.2014 22723
    18.11.2014 1303
    18.11.2014 5018
    18.11.2014 723
    18.11.2014 1124
    18.11.2014 2355

Не нашли то что искали?

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источник: infourok.ru

Русский язык. Пунктограммы. 12. Знаки препинания при обращениях.

12. Знаки препинания при обращениях.

Правила, трудные случаи, примеры, комментарии.

ПРАВИЛО.

Обращение – слова и сочетания слов, называющие того, к кому обращаются с речью.

Обращения могут обозначать как одушевлённые, так и неодушевлённые предметы, могут быть распространёнными и нераспространёнными.

· Обращения выделяются с обеих сторон (если находятся в середине предложения) и с одной стороны (если находятся в начале или в конце предложения) ЗАПЯТЫМИ.

Примеры.

Березы белоствольные, растите веселей.

Не будь, товарищ, слепым и глухим. Держи, товарищ, порох сухим.

В этом ты был прав, Антон.

· Несколько идущих подряд обращений выделяются запятыми или восклицательными знаками.

Пример.

Прощай, мое счастье, мое недолгое счастье! (Купр.)

· Если части обращения отделены друг от друга словами, то каждая часть выделяется запятыми с обеих сторон.

Пример.

Услышь меня, хорошая, услышь меня, красивая, заря моя вечерняя, любовь неугасимая! (Ис).

· Частицы о, ах, а и другие, стоящие перед обращениями, от них не отделяются.

Пример.

О мой милый, мой нежный, прекрасный сад (Ч).

Если же перед обращением оказывается междометие, то оно отделяется запятой или восклицательным знаком. В качестве междометия может выступать и слово о(в значении ах)

Примеры.

Ах, поля мои, борозды милые, хороши вы в печали своей (Еc.)

ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ.

Как отличить частицу от междометия при обращении?

· Частица имеет усилительное значение и от обращения интонационно не отделяется (не имеет самостоятельного ударения)

· Междометия интонационно самостоятельны, на них падет логическое ударение, после них имеется пауза.

Примеры.

О поле мое заветное, ты сейчас отдыхаешь после жатвы (Айтм.) (Частица)

О, ветер! О, снежные бури! (Бл.). (Междометие).

Междометие эй (как призыв к вниманию) может и само выступать в качестве обращения.

Примеры.

Куда? Ты что? Эй!.. (Шукш.). (Обращение).

__________________________________________

Личные местоимения ты и вы обычно не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые.

Пример.

Если вы, читатель, любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.)

Местоимения ты, вы могут выполнять функцию обращения в следующих случаях:

а) при наличии обособленных определений или определительных придаточных частей предложения.

Примеры.

Вы, обособл. определение третья с краю, с копной на лбу, я вас не знаю.

Вы, далее идут придаточные определительные чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, — очаровательные франты минувших лет (Цвет.); такие местоимения не являются подлежащими, при них нет глаголов-сказуемых;

б) В разговорной речи.

Пример.

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга (М. Г.); — Эй, ты! Ответь мне (Шукш.).

В качестве обращений могут использоваться описания признаков предмета, лица.

Пример.

Эй, кто там покрепче, давай сюда, к воротам! (П. Капица).

ПРИМЕРЫ.

Пример № 1.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Сыпь ты, черемуха, снегом, пойте вы, птахи, в лесу.

Обращения находятся в середине предложений, выделяются с обеих сторон запятыми

Пример № 2.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

Два обращения, между ними запятая, поле них – восклицательный знак, так как обращения произносятся с особым чувством.

Пример № 3.

Пример.

Объяснение пунктограммы.

О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.)

О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.)

Распространённые обращения отделяются запятыми, после них – восклицательный знак, так как обращения произносятся с особым чувством.

Поле частицы о запятая НЕ ставится.

При написании статьи использовалась книга:

Д. Э. Розенталь. «Справочник по правописанию и литературной правке».

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник: poznaemvmeste.ru

Обращение в предложении сыпь ты черемуха снегом

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Так было
читают сейчас

Павлин и Соловей
читают сейчас

Старый кот на покое
читают сейчас

Отцы и дети
читают сейчас

Так было
читают сейчас

Глупое сердце, не бейся
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Филантроп
1 минуту назад

Старый кот на покое
1 минуту назад

Неизвестно
1 минуту назад

Источник: lit-classic.ru

III. Закрепление темы «Обращение»

1. Объяснительный диктант: запись предложений под диктовку, объяснение знаков препинания, роли обращений:

1) Отъезжающие, займите места в вагоне!

2) Мерзни, мерзни, волчий хвост!

3) Сыпь ты, черемуха, снегом!

4) Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

5) Вася, голубчик, куда же ты спрятался?

6) Отколе, умная, бредешь ты, голова?

7) Граждане! Все на выборы!

8) Индия, о высокочтимый мой учитель, находится на самом краю земного диска.

9) Чего тебе надобно, старче?

Остановимся подробнее на последнем примере. Что значит слово «старче»? (Старик.) Почему Пушкин употребил такую странную форму слова?

Учитель пояснит, что раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой, звательный падеж. «Старче» и есть форма звательного падежа. Другие примеры следов звательного падежа в современной речи: «други» (вместо «друзья»), «Отче наш» («отец»). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа — сокращенная форма слова: «мам», «Тань», «бабуль», «Дим» и т. д. Она применима только в разговорной речи.

2. Обращения в поэтической речи (межпредметные связи).

Комментарий учителя

Тип односоставных предложений — назывные.

Обращения придают стихотворению А. К. Толстого торжественность, возвышенный пафос, это подчеркивается и восклицательной интонацией обращений. Односоставные назывные предложения составляют остальной текст стихотворения. Их роль заключается в создании образа вечности, постоянства, неизменности, широты (поле, небо, степь), воли, раздолья и в то же время движения (бег, ветер). Эти предложения передают и простор, и звуки (крик орлиных стай, волчий голос, свист полночный соловья), содержат символические образы (конь, орел, волк, соловей). Так в небольшом по объему стихотворении лаконично, но полно и объемно дана картина родины.

Отметим примеры в поэтической речи размытости границ между назывными предложениями, в которых основа выражается именительным падежом существительного, и обращениями. Например, фраза «Край ты мой, родимый край. » может вызвать двойное толкование. Всё же первая строка — обращения, следующие три строки — назывные предложения.

3. Речевой этикет.

Упр. 360 — комментированное письмо.

Домашнее задание. § 32, упр. 361.

Урок 81. Вводные слова и вводные предложения.

Знаки препинания при них

Цель урока: дать понятие о вводных словах и предложениях, их значениях, их роли в тексте, показать особенности интонации предложений с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников.

Методические приемы: самостоятельная работа с учебником, составление плана, объяснение учителя, тренировочные упражнения.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография: в каких словах пишется буква а:

1) к. нонада, 2) ск. кать, 3) прил. жение, 4) держ. т слово, 5) выр. внять грядку, 6) заг. реть, 7) веселая к. мпания, 8) карн. вал, 9) з. ря, 10) тяжело дыш. щий? (Ответ: 1, 2, 4, 8, 9, 10.)

II. Проверка домашнего задания

Упр. 361: 1) чтение первых предложений писем (предложения с обращениями); 2) Чтение предложений с обращениями из «Песни про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, ответы на вопросы.

III. Повторение тем «Обособление второстепенных членов», «Обращение: обращения в поэтическом тексте»

Задание: записать строфы из стихотворений Ф. И. Тютчева, расставить знаки препинания, объяснить их. После этого — самопроверка: ученики проверяют написанное по открытым учителем текстам, записанным на доске.

1) Полнеба обхватила тень,

Лишь там, на западе, бродит сиянье, —

Помедли, помедли, вечерний день,

Продлись, продлись, очарованье.

2) Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

IV. Изучение темы «Вводные слова и вводные предложения»

1. Сопоставительный анализ предложений из упр. 362.

Комментарий учителя

Сравнение предложений явно демонстрирует, какие слова являются членами предложения, а какие введены в предложение для выражения степени уверенности или чувства. Такие слова, выражающие отношение говорящего к тому, что он сообщает, и называются вводными. Они именно вводятся в предложения, не являясь его членами.

2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника: § 33, с. 163-164.

3. Составление развернутого плана параграфа.

Вводные слова и предложения:

1) выражают отношение говорящего к сообщению;

2) не являются членами предложения;

3) могут выражать различную степень уверенности, чувства, источник сообщения, порядок мыслей и их связь, замечания о способах выражения мыслей;

4) выделяются интонацией, а на письме — выделительными знаками препинания;

4. Значение вводных слов в речи.

Упр. 363: выразительное чтение, ответы на вопросы:

— Какие вводные слова встретились вам в стихотворении А. Кушнера?

— Как автор оценивает роль вводных слов в речи? Почему «от них кружится голова»?

— Как автор определяет значение вводных слов?

— Выручали ли вас вводные слова?

Комментарий учителя

Автор стихотворения «Вводные слова», А. Кушнер, определяет значение вводных слов как важное, хотя они и «замедляют речь», «мешают суть сберечь». Вводные слова важны, потому что дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной — например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чем мы говорим. Вводные слова могут даже выручить человека в сложной ситуации.

V. Тренировочные упражнения

Упр. 364: выразительное чтение, запись предложений на доске (ученики пишут по очереди) и в тетрадях.

Упр. 365 (I, II): устно разобрать, выполнить письменно.

Примечание. Вводные слова не должны повторяться в примерах, следует показать, что синонимические ряды вводных слов имеют оттенки значений.

Домашнее задание. § 33 (с.163-164), упр. 365 (III, IV), 366.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

Источник: infopedia.su

Добавить комментарий

Adblock
detector